Сказки Мудрецов


  Главная > Великий посвященный Пифагор > Эзоп >  


Эхо Эзопа детям
Жизнеописание Эзопа
Басни Эзопа
Басни Эзопа в переводах Д. Н.Смирнова
Эхо Эзопа XXI
Келья Эзопа - на Ковчеге
Форум - Келья Эзопа
Подарки Эзопу-Ковчегу
Биография Эзопа - плэйкаст
Карта сайта

Поиск


Оставьте это поле пустым:
расширенный поиск





Феано

Галактический Ковчег

РумимуР

Рифмы Феано

Сказки суфиев

Волшебный Остров Эхо

Эзоп



           ЭЗОП

 

Картина Веласкеса

Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος) — полулегендарная фигура lдревнегреческой литературы,

баснописец, живший в VI веке до н. э.

 

       Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. Аристофан («Осы», 1446—1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов). Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,— все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э.

Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII в. обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX в. довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа.

 

       XXI век объединяет все вышеизложенные версии одной, утверждающей многомерность реальности. Действительно, существовал исторический прототип образа Эзопа, раба, ставшего свободным благодаря мудрости, существует легендарный автор басен, на который указывают многие древние и современные авторы, и существует собирательный образ современника, сохраняющего и приумножающего наследие древнего баснописца. Басни Эзопа, неувядаемый венок мудрости народной, реконструируемые сотворчеством авторов, живут новой жизнью на портале Сказки Мудрецов.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

 

        Учитывая время и место жизни Эзопа, события из его жизнеописания, эзотерическое и воспитательное значение басен, можно с уверенностью полагать, что в составлении первых сборников басен принимали активное участие пифагорейцы Школы великого посвященного Пифагора. И в настоящее время пифагорейцы продолжают и сохраняют традиции, давая новую жизнь и новое звучание басням Эзопа в реалиях проекта сотворчества Галактический Ковчег.

 

 

             Басни  Эзопа  -  это  неувядающий  венок  древнейшей  мудрости  безымянных  Авторов,  сплетенный  великим  посвященным  во  многие  мистерии  мира,  знаменитым  древнегреческим  философом   Пифагором,  сыном  самосского  купца  и  его  жены Парфенисы.  Пифагор получил  Знание тайн  мироздания  от египетских  жрецов. Его  посвящение  в  Мемфисе  длилось  двадцать  два  года  под  руководством  великого  жреца Сопхиза,  затем  в  течение  двенадцати  лет  он  жил  и  трудился  в  Вавилоне.

 

После  возвращения в родную  Грецию,  Пифагор  основал  знаменитую  школу  в  Кротоне.  Для развития  самостоятельности  мышления своих  учеников Пифагор  давал  им задания  на  изложение  основ  различных  аспектов  учения  в  простых  и доступных  любому человеку коротких рассказах.  Впоследствии  сборник  рассказов  стал  называться  баснями  Эзопа.  Под  этим  именем  подразумевается  природный  интуитивный  ум  человека,  находящийся исходно в  состоянии  рабства  у  рассудочного  ума, официальной  морали, закостенелых устоев  общества,  книжных  знаний,  мнений  и  шаблонных  суждений.  История  жизнеописания  Эзопа  повествует  о том,  каким  образом  раб  стал  свободным гражданином  страны,  а  впоследствии  уже и великим  мудрецом, у  которого  цари  просили  советы.

 

До  наших  дней  не  сохранились  достоверные  копии сборника  басен,  составленные  в  V в. до н. э. Поэтому  ссылаются  обычно  на  три  ранние редакции,  относящиеся  к  I – VI вв.  н. э. Исследование  истории  жизни  Пифагора и основ  его  учения  позволяет мне сделать  вывод  о  принадлежности  первоисточника  басен  Эзопа  к  Пифагорейской  Школе.  Сказать  больше – значит вызвать  негодование  именитых  историков, ученых,  а  мне  бы  хотелось просто  привлечь  их  внимание  к  этому  выводу.  Стихотворное  переложение  многих  басен  Эзопа,  а  так  же  и жизнеописания  Эзопа  можно  почитать  тут:

 

КЕМ   БЫЛ   ЭЗОП ?

 

Кем  был...  Эзоп?

Сказать  ответ?

Тогда  загадка... 

Исчезнет  тут  же,

И  не  станет  сердцу  сладко.

 

Не  будет  зреть  на  ветке  вкусный,  нежный  плод,

Что  лишь  тебе,  тебе...  Эзоп...  как  в  море  плот.

 

Подумай  средством  изощренного  ума,

Кому  трудиться  на  земле  велит  судьба?

Кому  она  же  нимфу  вестницу  послала?

А  уж  затем,  навеяв  сон,  околдовала...

 

Кому  дарован  был  дар  речи  существа?

Не  книжных  знаний,  что  сбирает  голова...

Кто  был  рабом,  пред  кем  хозяин  поклонился?

Кто  жив  во  времени,  и  жить  не  утомился...

 

Теперь  ты  знаешь,  кто  в тебе  самом...  Эзоп!

А  коль  не  знаешь,  подержи  закрытым  рот,

И  лишь  тогда,  и  лишь  потом  его  судьбу

Сравни  с  судьбою,  что  дарована  Уму...             

Того,  кто  именем  велик.  А  Пифагор...

Он  улыбнется,  наш  услышав  разговор.

 

И,  может  быть,  кругами  времени  играя,

Во  всех  столетиях  загадки  оставляя,

Он  нам  покажет,  что  Эпиктета  судьба

Была  подобной.  Это прозвище  раба,

 

Что  в  переводе  прозвучит  «приобретенный»,

Эпафродитом  искалечен,  но...  свободный.

 

 

 

            БАСНИ    ЭЗОПА

 

 

Зачем  же  баснями  Эзоп  нас  поучает?

Наверно,  польза,  коль  живут  уж тысячи  лет...

И  почему  их  повторяет  белый  свет?

Какую  радость  эта  встреча  предвещает?

 

Итак,  Эзоп!  Его  лишь  имя  нам  известно.

На  самом  деле  был  он  выдуман  затем,

Чтобы  доходчивей  коснуться  главных  тем.

Игра  в  учении  -  воистину  чудесна!

 

Народ  на  сказках  этих  учится  давно.

Они  способны  мысль  игрою  разбудить,

И  подсказать,  как  нам  счастливее  прожить,

При  этом  учат  и  красиво  и  легко.

 

Итак,  Эзоп!  Я  утверждаю,  что  Эзопа

Придумал  мудрый  Пифагор. А  уж затем

Ученики  вложили  в   басни  сотни  тем.

С  тех  пор  пошли...  соревнования  урока.

 

На  первый  взгляд  уроки  басен  для  детей.

А  на  второй,  коль  время  есть  и  для  второго,

Уроки  трудные…  пути  ума  земного.
Эзоп  -  наш  ум,  мудрец,  что  в  каждом  из  людей.

 

Он  был  немым  в  любом  из  нас  и  лишь  потом

Заговорил,  когда  в  работе  утомился,

Когда  он  с  нимфой  повстречался,  подружился,

И  в  сон  волшебный  был,  как  будто  погружен...

 

Ах,  в  самом  деле,  наш  Эзоп  был  некрасив.

В  работах тяжких,   земляных  был -  поделом,

Ведь  ум  растет,  как  подобает,  лишь  трудом.

Однажды  чудо  пробудило   в  нем  прилив...

 

И  он,  представьте,  сам  с  собой  заговорил.

Да  вспомнил  нимфу,  что  красою  обожгла.

Она  виновницею  чуда  и  была...

А  он  молитву  благодарности  вкусил.

 

Его  история  -  история  ума

В  любом  живущем  человеке...  Все  века.

 

И,  не  иначе,  Гиерокл  записал

Все  биографию  Эзопа  для  того,

Чтоб  мы  задумались  над  нею  глубоко.

А  между  строчек...  наставления  он  дал.

 

Быть  может,  время  подойдет,  и  в  третий  раз

Взглянуть  захочется  вам  в  сказку  -  радость  глаз...

Попримеряйте  на  себя  ума  одежды,

Порассмотрите, чем  являются  надежды...

 

Да  нет,  напрасно  я  мечтаю...  Где ж  у  нас

Найдется  время,  если  занят  каждый  час...

На  этих  баснях наставлялись  мудрецы

Во  всех  веках.  В  них все  начала,  все  концы.

 

У  мудрецов  всегда  в  запасе  время  есть,

Хотя  всех  басен  всех  времен  не  перечесть.

На  этих  баснях  и  суфийское  ученье

Взошло  когда-то,  и  возникли  изреченья...

 

Из  рек  речения,  из  рек  земных  времен

Всходили  мудрости  ростки,  в  них  мир  рожден!

Руми,  Аттар,  и  Пифагор,  и  Тот  Гермес!

А  если  глубже  заглянуть  -  вот  мир  чудес!

 

В  сюжетах  красочной  одежды  есть...  орех.

Он  в  каждой  басенке  за  внешнею  оберткой

Укрыт  надежно,  огражденный  твердой  коркой.

Скорлупка  вкусный  плод  хранит.  Но...  не  для  всех...

 

А  коль  пустой  орех -  кори  тогда  себя. 

Не  говори  же,  что  бесплодная  Земля...

http://www.stihi.ru/author.html?ezop  -  ЭЗОП  -  сказки народов  мира в ритмах

Фотоальбом галактик Эзопа

Галактика Эзопа

Галактика Эзопа: marguleta
Маргарэт: 31 января 2009 9:43

 



Галактический Ковчег Войди в Нирвану! Рейтинг SunHome.ru

Технология: Optimizer
Хостинг на Parking.ru