Сказки Мудрецов


  Главная > Великие Мудрецы Времен > Суфийские Мудрецы >  


Суфийские Мудрецы - раздел 2
Суфийские Мудрецы - раздел 3
Карта сайта

Поиск


Оставьте это поле пустым:
расширенный поиск





Феано

Галактический Ковчег

РумимуР

Рифмы Феано

Сказки суфиев

Волшебный Остров Эхо

Эзоп



Краткие  биографические справки и

высказывания суфийских Мастеров

 

Более подробная информация и ритмичные переложения  сказок и трудов   выдающихся  суфийских авторов можно почитать в библиотеке - Сказки Суфиев.

Музыкальная презентация - НЕБО  СУФИЕВ на Семи Морях

Три Совета - по Руми

Автор плэйкаста: МгновениЯ
Создан: 3 января 2009 13:08

Взгляд на суфизм  - статья является предисловием к данной работе.

 Лови!  -  "Мгновение      дороже   всех   сокровищ..."

И  помни:  -  "День  не   повторится  этот   дважды..."

Тебе  дается   шанс  судьбой,  но   лишь   однажды,

А все упущенное  здесь,  ты  не   воротишь...

 

            В  добавление  к  широко известным  определениям:

Суфий – человек  Сердца;  суфий - сын  Мгновения

Суфизм  -   это  знание  целого,  Единого, проявляющееся  через один  Закон  в  бесчисленном  многообразии  воспринимаемого  нами  мира,    доступное  человеку  пути...  Суфизм   - извечное духовное братство, происхождение которого  никогда  не  было  установлено  или  датировано. 

 

 

Ал-Хасан_ал-Басри  (642 – 728)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Хасан  ал-Басри,  Абу  Са¢ид  б.Аби-л-Хаган  Йасар (642-728 гг.) -  крупнейший  богослов  раннего ислама.  Родился  в  Медине, с 657 г. жил  в  Басре,  там  же  и  умер.      В  663-665 гг.  участвовал  в военном  походе  на  территории  нынешнего  Афганистана  Группировавшийся  вокруг  него  теологический  кружок  был  центром  интеллектуальной  жизни  Басры  и  всего  Омейядского  государства,  а  авторитет самого  Ал-Хасана  ал-Басри  был столь велик, что  к  своим  учителям  его  причисляли  и  традиционалисты  и  рационалисты  и  суфии.  Его  сохранившиеся  высказывания  свидетельствуют  не  только  о  благочестии, но  и рационалистическом  подходе  в  трактовке  некоторых хадисов  и  объяснению  отдельных  деталей  мусульманской  обрядности.

Познание   наступит лишь тогда,

Когда в себе  самом  ты  не  находишь

Вражды,  крупицы   даже,  и  восходишь

Для  многих,  словно  яркая  звезда.

 ((()))

 

 Любой  твой  взгляд,  не  отражающий  стремленье

Учиться  жизни  -  лишь  забава,  прегрешение.

 ((()))

 

 Коль  принимаешь  участь,  данную  судьбой,

То  и  терпение  твое  сильно  и  твердо.

Оно  для  Истины  послужит  благородно,

А  не  для  рая  миражей  перед  тобой.

 ((()))

 

Овца порою  человека  превосходит:

Когда зовет  пастух,  от  пастбища  уходит.

А  человека  Божий  глас  хоть  достигает,

Но от  желаний  все же не освобождает.

 ((()))

 

Ты  хочешь  знать,  что  станет  с  миром  после  смерти

Твоей,  конечно  же?   Смотри,  каким  он  стал

После  других  смертей.  Коль понял  и  узнал,

То береги  любовь  в  текущей  круговерти.

 ((()))

 

Клянусь  я  Богом,  что  кумиров  почитали

Лишь  из  любви  к  мирскому.  Этим  и  страдали...

 ((()))

 Клянусь  я  Богом,  полюбивший  серебро

Позор  от  Господа получит  -  есть  за  что.

 ((()))

 Когда  идет  толпа,  глупец  не  устоит,

И  следом  с  этою  толпою  поспешит.

 ((()))

 Я  удивляюсь  тем,  кто  в  праздности  смеется,

Не  зная  участи  своей.  Жизнь  повернется.

 ((()))

 Не  за  ничтожные  дела  земные -  рай,

А  за  благие  намерЕния.  Выбирай!

 ((()))

 Помыслы  -  суть  зеркало,  где  твои  дела

Ясно  отражаются.  Не  помысли зла.

 ((()))

 

Люди  сердца  так  ценят  молчание,

Что  сначала  звучат  их  сердца,

А  затем  и  слова...  мудреца…

Так  стремитесь  услышать  звучание.

 ((()))

 

Если б  знал я,  что  нет  лицемерья  во  мне,

Значит,  лучший  свой  клад  я  нашел  на  земле.

 ((()))

 

Кто  без  груза  -  спаслись.

Думай,  освободись...

 ((()))

 -          Что  есть  мучение?

-          Мучение  - гибель  сердца.

-          А  что  есть  смерть  сердец?

-          Любовь  к  мирскому  скерцо...

 ((()))

 К  Хасану  как-то  обратились:  -  Каково?

-          А  как  бывает  в  море,  коль  корабль  разбился?

-          Да,  тяжко  всем,  хоть  и  за  доску  ухватился...

-          Вот  точно  так  и  мне,  мне  тоже  тяжело...

 ((()))

 -          А  что  же  спящие  сердца...  от  слов  твоих

Не  просыпаются?  - спросили  мудреца...

-          Когда  бы  спали,  то  проснулись  от  словца,

А  коль  мертвы,  то  даже  гром  не  будит  их...

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Абу-Ханифа  (699 – 767)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 

Абу Ханифа,  ан-Ну¢ман  б.Сабит  ал-имам  ал-а¢зам  (699-767 гг.).   Родился  в  семье  богатого торговца  шелком.  Абу Ханифа  получил  блестящее  общее  и богословское  образование.  В  22 года  стал учеником  выдающегося  иракского  богослова  Хаммада  б.Аби  Сулаймана,  в школе  которого  провел  18  лет  до  смерти  наставника,  а  затем  10  лет  сам  возглавлял  этот  кружок,  считаясь  самым  авторитетным  факихом  (знающий,  богослов-законовед) Куфры и  Басры.  В  747-748 гг.  Абу Ханифа выехал  в  Мекку,  спасаясь  от  преследований Ибн  Хутайры,  наместника  Ирака, принуждавшего  его  к государственной  службе.  После  утверждения  у  власти  Аббасидов  Абу  Ханифа  вернулся  в Ирак,  где  продолжал  жизнь  богатого торговца  и  ученого.

Наследие  Абу Ханифы  сохранилось  в  виде  цитат  и ссылок  в  Китаб ал-харадж  Абу Пусуора,  а  также  во  всех  сочинениях  Мухаммада  аш-Шайбани.

 

Знание  без  практики  -  безжизненное  тело.

Пользуйтесь,  и  Знание  обращайте  в  дело.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Абу-л-Атахийа (748-828 гг.)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 

Абу-л-Атахийа из племени Аниза, современник Гарун аль-Рашида. Он основал дервишское братство Масихара ("Бражники"), название которого увековечено в западных языках словом «маскарад». Последователей аль-Атахийи можно найти в Испании, Франции и  других странах.   С  его  именем  связано  понятие  таухид.

Таухид  -  Единение,  означает,  что  человек  должен  быть  фигурой  в  руках  Бога,  фигурой,  над  которой  совершаются  Его  повеления, как  определено  Им  в  Его  всемогуществе,  и  что  человек  должен  погрузиться  в  море  Его  единства.

Абу-л-Атахийю называют "отцом арабской, священной поэзии".

Наше  время – мгновенье.  Шатается  дом.

Вся вселенная перевернулась  вверх  дном.

Трепещи  и  греховные  мысли  гони.

На  земле наступают  последние  дни...

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Рабийя  (713/4 – 801)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Раби¢а ал-Адавийа  (713/4-801 гг.) – видная  представительница  басрийской  школы  аскетов  и  подвижников.  Она  происходила  из  бедной  арабской  семьи.  В  раннем  детстве  при  неясных  обстоятельствах  была продана  в рабство.  Позднее,  благодаря  своей  набожности  и  аскетическому  образу  жизни,  была  отпущена  на  волю.  Несколько  лет  Раби¢а ал-Адавийа  провела  в  пустыне,  удалившись  от  людей  и подвергая  себя  аскетическим  испытаниям.  Затем  жила  в Басре.

Идеи  Раби¢и ал-Адавийи  широко  распространились  среди  последующих  поколений  суфиев  и легли  в  основу  учений  ал Бистами,  ал-Халладжа,  Ибн  ал-Фарида,  Ибн  Араби  и  многих  других.  Ее  авторитет  признавали  все  суфии.  Они видели  в  ней пример  праведности,  бескорыстного  служения  Богу, любви  к  Нему и  почитали  ее  как  святую.

 

Если  я  Тебе  служу  из  страха  ада,

В  ад  меня  отправь,  достойная  награда!

Если  я  служу   Тебе  в  надежде  рая,

Изгони  меня  из  рая,  упреждая...   

                                  

((()))

О,  Возлюбленный  сердец!  Нет  подобного  тому,

Что  в  Тебе  есть.  Я  молю,

Сжалься  надо  мной,  Отец!

Мой  Покой,  моя  Надежда,  Сердце  сердца  моего,

Все,  что  жизнью  мне  дано.

Мир  земной  -  Твоя  одежда.

Эхо

Если  я  служу  Тебе  по  зову  сердца,

Закружи  мои  мечты  под  звуки  скерцо,

Если  я  служу  Тебе,  не  понимая,

Для  чего  служу,  открой  мне  ум,  играя,

Чтобы  страхи  и  надежды  испарились,

Чтобы  тождества  великому  явились... 

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Фудайл ибн Ийад  (ум. 802/3)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Фудайл  ибн Ийад  (ум. 802/3 г.)  -  был  разбойником,  промышлявшим  на  дороге между  городами  Абивард  и  Сарахс.  Однажды,  направляясь  к  своей  возлюбленной,  он  случайно  услышал  стих  из  Корана  и  немедленно  оставил  свое  ремесло,  чтобы  поселиться  в  Куфе  и  посвятить  остаток  жизни  изучению  преданий  о  Пророке.  Хотя  Фудайл  был  женат,  он  считал  семейную  жизнь  одним  из  величайших  препятствий  на  пути  к  Богу.  Говорят,  его  видели  улыбающимся  только  однажды  за  тридцать  лет,  когда  умер  его  сын  -  для  него  это  было  знаком  божественной  милости:

«Когда  Бог  любит  своего  раба,  Он  насылает  на  него  беду,  а  когда  Он  любит  его  очень  сильно,  то  полностью  завладевает  им  и  не  оставляет  ему  ни  семьи,  ни  богатства».

Умер  в  Мекке.

Ожесточают сердце  множество  речей

И  пища  сытная, работа  для  печей.

((()))

Когда  раба Бог  любит,  шлет  ему  беду...

А,  если  любит  очень  сильно,  то  владеет

Он им  всецело.  Тот  семьи  уж  не  имеет,

И  не  имеет  он  богатства, рай  в  аду...

((()))

Не  заключай  союза  с  тем,

Кто  в  гневе  может  клеветать,

Ведь  и  тебя  он  оболгать

Не  постесняется…

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ад – Дарани (ум. 830)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 Абу Сулайман ¢Абд  ар-Рахим  б. ¢Атийа  ад-Дарани  (ум. 830 г.)  -  сирийский  подвижник,  ученик  ¢Абд  ал-Вахида  б.Зийада  (ум. 792),  который основал в Басре первые суфийские сообщества. Дарани был одним из тех, кто дал мистическую интерпретацию райским гуриям. Считается  одним  из  основателей  учения  о  суфийском  Пути и  суфийской  этике.  Как считал Asin Palacios, в этой интерпретации содержатся первые задатки идеи дантовой Беатриче.

 

Все  части  тела  обретут  отдохновенье,

Когда  все  действия  из  сердца  - вдохновенье.

 ((()))

То,  что  в  сердце,  разве  можно  скрыть?  О,  нет!

Там  лишь  то,  что  Он  вложил:  Его  лишь  свет.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Мухасиби  (ок. 781- 867)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 Нет пользы  от  слушания,  если оно

Не  понято  тем,  что  природой  дано

 Ал-Мухасиби,  Абу  ¢Али  ал-Харис  б.Асад  ал-Анази  (ок. 781-867 гг.)  -  багдадский  богослов,  один  из  первых  теоретиков  суфизма.  Родился  в  Басре.  В  молодости  приехал  в  Багдад. Был учителем ан-Нури и аль-Джунайда.  Ал-Мухасиби  вел  аскетический  образ  жизни,  отличался  богобоязненностью  (вара),  не признавал  компромиссов  в  повседневной  жизни  и  в  религиозных  вопросах.  Известно,  что ал-Мухасиби  отказался  от  большого наследства,  оставленного  ему  отцом,  т.к. тот  был  приверженцем  му¢тазилитского  учения  о  «свободе  человеческой воли».

Ал-Мухасиби  принадлежат  свыше  30  сочинений.  Многие  написаны  в  форме  ответов  учителя  на  вопросы  ученика.  Китаб  ар-ри¢айа  ли-хукук  Аллах  (Суфийская  психология  и практика),  Китаб  ал-васайа  (Психологические  наставления  начинающим суфиям)  и др.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ахмад  ибн Харб  (792/3 – 848/9)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 Сколько  можете,  страшитесь,  люди,  Бога...

И  в  служении  Ему  нет  слова  «много».

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Зу-н-Нун  ал-Мисри  (ок.796 – 860/1)  Когда меняются воды - Зу-н-Нун

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Зу-н-Нун  ал-Мисри,  Абу-л-Файд Саубан  б.Ибрахим  (ок. 796-860/1 гг.)  -  наиболее  известный  представитель раннего  суфизма  в  Египте.  Родился  в  Ахмиме  (Верхний  Египет)  в  многодетной  семье  нубийца  Маула.  Его  учителем  был  некий  Са¢дун  из  Каира.  Большую  часть  жизни  Зу-н-Нун  провел  в  Каире, много  проповедовал,  странствовал,  побывал  в Мекке,  Дамаске,  Антиохии.   Зу-н-Нун  подвергся  гонениям  со  стороны  властей.  Незадолго  до  своей  кончины  он  был  доставлен  в резиденцию  халифа,  который  был  потрясен  красноречием  и  благочестием  своего  пленника.  Зу-н-Нуна  освободили,  некоторое  время  он  провел  в  Багдаде,  где  приобрел  много  учеников. Похоронен  в  Гизе,  где  его  могила существует  и поныне.

Зу-н-Нуну  принадлежат  около  полутора  десятков  сочинений.  Суфийская  традиция  считает  его  основателем  учения  о  «стоянках  и  состоянках»  (макамат  ва  ахвал)  мистического  Пути.

В  сочинениях  поздних  суфиев,  особенно  ас-Сухраварди,  Зу-н-Нун  ал-Мисри  изображается,  как  носитель  «вечной мудрости»,  пришедшей  к  нему  от  греков-пифагорейцев.

(О пифагорейском наследии Великий посвященный ПИФАГОР)

Один  я  шел  по  кромке  горя,

В  пустыне  странником  бродя,

Без  цели,  цель  не  находя,

И  вдруг,  навстречу…  с  горем  споря,

 

Выходит  женщина  старуха.

-          Она,  наверно,  знает  жизнь, -

Такая  вдруг  мелькнула  мысль.

И  эта  мысль  достигла  слуха

 

Старухи…  Тихо  засмеявшись,

Она  сказала:  -  Ну,  спроси.

-          Что  значит  здесь  конец  любви?  -

Спросил  уж  я,  не  удержавшись.

 

-          Простак!  В  любви  же  нет  конца!

-          Но,  почему?  Ведь  столько  бед!

-          Конца  Возлюбленному  нет,

Как  нет  конца  и  у  кольца…

((()))

Посредством  Бога  я  познал…

Его.  А  то,  что  кроме  Бога,

Познал  посредством  звука  слова

Его  Посланника.  Бог  дал.

((()))

В  грехах  раскается  обычный  человек,

Но  в  невнимательности  -  знающий  свой  век...

((()))

Все,  что  читал…  забудь...

И   уничтожь...  что  писал ...

Так  лишь  увидишь  свой  путь,

Мир  без  завес,  покрывал.

((()))

Суфий - тот,  чья  речь  подобна  поведенью...

Чье  молчание  расскажет  состоянье,

Кто  мирские  связи  рвет  без  содроганья,

Кто  не  знает  ни  хвалы,  ни  осужденья...

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Бистами  (Байазид, ум. 875)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 Ал-Бистами,  Абу  Йазид  (Байазид)  Тайфур  б.¢Иса  (ум.  875 г.)  -  прославленный  персидский  суфий,  родом  из  г. Бистама  (на  северо-западе  Ирана).  Его  дед  был  героем,  принявшим  ислам,  отец  принадлежал  к   знати.  Два  брата  ал-Бистами  -  Адам  и  Али,  также  стали  аскетами.

Для  учения  ал-Бистами  характерны,  прежде  всего,  экстатический  восторг  и  опьянение  любовью  к  Богу,  всепоглощающая  страсть  к  которому  приведет  возлюбленного  в  конечном  счете  к  слиянию  с Ним.  Опираясь  на  личный  опыт  психических  состояний,  ал-Бистами  пришел  к  заключению,  что  при абсолютном  погружении  в размышления  о  единстве  божества  может  появиться  духовное  ощущение  полного  исчезновения  собственного  «я».  Этому состоянию   он  дал  название  фана  (небытие,  исчезновение).

Ал-Бистами  не  оставил  после   себя  трудов,  но  до  нас  дошли  500  его  изречений.

 

Позволь,  о, Господи,  мне  не  существовать!

Доколе  между  нами  будет  «я»  стоять?

((()))

Суфизм  пришел  к  нам  не  из  слов и  разговоров,

Возник  из  голода  он,  да  из  отреченья

От  сети  рабства.  Из  великого  теченья

Духовной  силы  из  Божественных  просторов.

((()))

Я  тридцать  лет  искал  божественную  Суть...

Когда  же  Истину  узрел,  то...  оказалось,

Что  Божество  мое  искателем  являлось,

А  я  -  искомым  оказался.    Вот  мой  путь...

((()))

Благочестие  живущих  в небесах

Я  себе  в  подушку  нынче  положил.

Благочестием  семи  земель  зашил.

Да  и  сплю  на  ней!   Свидетелем  -  Аллах!

((()))

Мир  -  обман.  Но  здесь,  воистину,  Аллах.

Я -  Аллах,  иного  Бога  нет  в  веках!

((()))

Себя  я  сбросил  так,  как  кожу  змей,

И,  в  суть  свою  взглянув,  поверил  Ей.

((()))

Что  на  вопрос  -  Кто дома  -  я б  ответить  мог?

-          Под  этой  кровлей никого  нет,  только  Бог.

((()))

Бог  знает  все,  в  чем  я  нуждаюсь,

Я  не  молюсь,  не  сомневаюсь...

((()))

Что  мне  понадобится   -  то  дает  мне  Он,

Господь  всеведущ,  Он  -  единственный  Закон.

((()))

В  дверь  постучались...  Байязид  спросил:  -  Кого?

-  Мне  Байязида!   -  Я  и  сам  ищу  его!

((()))

Все  сведения  о  Боге  -  в  человеке,

Познание  Его  -  в  уме  людей,

Любовь  Его  -  в  душе  уже  твоей,

А  сердце  Бога  -  в  сердце...  в  каждом  веке...

((()))

Когда  печаль  приходит  в  сердце,  чти  удачу.

Ведь без  нее  ты  не  решишь  свою  задачу.

((()))

Подобно  лампе,  окруженной  зеркалами,

Сияет  сердце  бесконечными  лучами...

((()))

Вновь  посвященный  -  дисциплине  подчинен,

Но  соблюдение  Истин  -  больше,  чем  Закон.

((()))

Нет  и  пылиночки  желания  мирского

В  свечении  сердца:  свет  не  ведает  земного.

Эхо

Свет  освещает  лишь  поверхности  преграды,

И  все,  что  тянется  ко  свету  для  награды.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Абу Салах Хамдун Кассари  (ум. 893)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 Я  завещаю  вам  две  вещи:  избегайте

Общенья  с  глупыми,  а  мудрых  почитайте.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ат-Тустари  (818 – 896)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ат-Тустари,  Абу  Мухаммад Сахл  б. ¢Абдаллах  (ок. 818-896 гг.)  -  ранний  суфийский  мыслитель.  Родился  в  Тустаре  в семье  арабов.  В  834 г.  он  совершил  паломничество  в Мекку,  где  повстречал  знаменитого  Зу-н-Нуна  ал-Мисри  и  стал  его  учеником  и духовным  наследником. Враждебность  его  идеологических  противников  вынудила  его  переселиться  в  Басру, где  он  провел  остаток  жизни  в  благочестивых  занятиях  и  преподавании.  Аллегорически  истолковывая  текст  Корана,  ат-Тустари  высказал  ряд  положений,  которые  сыграли  большую  роль  в  формировании  суфийской  гносеологии,  космогонии  и  психологии.  Ученик  ат-Тустари  Мухаммад  Ибн  Салим  и  его  сын  Ахмад  Ибн  Салим  основали  в  Басре  теологическую  школу,  получившую  название  ас-салимийа.  Она  сохранила  взгляды  ат-Тустари.

Что  значит  искренность?  Она  -  повиновенье.

И  все же,  искренность  имеет  три  значенья:

1.      Служенье  искренне  Аллаху, 

2.      Совершенье  ради  Него  всех  дел, 

3.      Сердечное  горенье.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ат-Тирмизи

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ат-Тирмизи,  ал-Хаким  Абу  ¢Абдаллах  Мухаммад  б.Али  (ум. в конце девятого  века)  -  крупнейший  представитель  восточноиранского  суфизма.  Родился  в  г.  Термезе.  Двадцати  восьми  лет  от  роду  отправился  в  Мекку.  Вернувшись  из  паломничества,  ат-Тирмизи  стал  умерщвлять  плоть,  изучал  мистические  трактаты.  Спасаясь  от  гонений,  вынужден  был  перебраться  в  Балх,  затем  в Нишапур,  где  приобрел многочисленных сторонников.

Число  его  сочинений  приближается  к  восьмидесяти  Изложенные  в  них  учения  о  душе  и  движениях,  о  способах  самосовершенствования  и  обуздания  низменных  инстинктов,  о  страдании, как  очищении  и  др.  оказали  огромное  влияние на  последующую  суфийскую психологию.

 

Знание  есть  откровение  самих  вещей.

((()))

Найдешь  ты знания  в  процессе  обученья,

Но  ма¢рифа  дарует  Бог  твой,  без  сомненья.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал Джунайд  (ум. 910)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Джунайд,  Абу-л-Касим  ал-Джунайд  б.Мухаммад  ал-Каварири  ал-Хаззаз  ал-Багдади  (ум. 910 г.)  -  родоначальник  одного  из  двух  течений  в  суфизме  -  рационалистического,  именуемого  «учением  о  трезвости  и полном  самоконтроле»,  названного  по  имени  джунайдийа.  Перс,  родился  в  Багдаде  (или  в г. Иехавенде),  где  провел  всю  жизнь  и  умер.  Ребенком  остался  без  отца  и  воспитывался  в  доме  своего  дяди,  имстика  персидского  происхождения  Сари  ас-Сакати  (ум. 867 г.).  Суть  трехступенчатой  доктрины  мистического  учения,  которую  ал-Джунайд  впервые  сформулировал,  а  затем  настойчиво  повторял  и  объяснял,  сводится  к  следующему:  единственное  реальное бытие  есть  бытие Бога;  поскольку  человек,  как  все  сотворенное,  имеет  свое  происхождение  и  начало  в Боге,  то  он  должен  в  конечном  счете,  рано  или  поздно,  возвратиться  к  своему  первоисточнику  после  их  разъединения,  т.е. достичь  первоначального  состояния.  Сохранилось  только  одно  сочинение  ал-Джунайда  -  Риса¢ил.  Это  письма,  адресованные частным лицам,  трактаты-послания  на  темы  суфизма.

 

Нисходит  в  сердце  «состояние».  Оно

Не  может  долго  длится,  это не  дано...

((()))

Приходит  истина  лишь  после  «состояния»,

И  занимает  место  в  качестве  признанья.

((()))

Когда  действительно  на  сердце  мир  цветет?

Когда  действительное  сердце  воспоет.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал – Халладж  (ок. 858 – 922)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Халладж, Абу-л-Мугис  ал-Хусайн  б.Мансур  (ок. 858-922 гг.)  -  выдающийся  суфий,  казненный  за свои  проповеди.  Родился  в селении  ал-Байда¢  на  юге  Ирана.  Его  дед,  по преданию,  был  зороастрийцем,  а  отец  принял  ислам.  Когда  Ал-Халладжу  было несколько  лет  от  роду,  его  отец  переехал  в г. Васит.  В  16  или  17  лет  он  перебрался  в  г. Тустар,  где  стал  учеником  известного  суфия  Сахла  ат-Тустари (ум. 896 г.).  В  876 г.  он  переехал  в Басру,  где  обучался  у  суфия  ал-Акта¢.  За  свои  высказывания  ал-Халладж  был  арестован  и доставлен  в  Багдад,  заключен  в тюрьму. Как  известно,  произнес  знаменитую  фразу  -  «Я – Бог». Благодаря заступничеству  визиря  удалось  избегнуть  смерти,  но  остаток  жизни  он  провел  в  заключении.  В  эти годы  он  написал,  по-видимому,  единственный  прозаический  трактат  Китаб  ат-Тавасин.  В  922 г.  возобновился  судебный  процесс  против  ал-Халладжа.  Суд  признал  его  карматским  проповедником  и вынес  смертный  приговор.

 

Древние   авторы  ведали  Суть:

Мир  -  это  форма,  но  Ты  -  содержанье!

            Помни   бесценное  это  признанье,

        И  береги   заповеданный  Путь.

((()))

Ветви   религии  -  ветви  у  Древа...

Ствол  же,  известно,  у  Древа  -  один.

Корни...    как  ветви,  в  объятьях   глубин.

Разные    соки   для   сути   побега...

((()))

Лишь  только  тот,  кто   сердца  дно   освободит

От    камня   самости,  тщеславия  осколков,

Найдет  к  обители  пути,  к  умам  потомков,

И,  на  свободу  сердце  выпустив,   взлетит...

((()))

Порвав  одежду  бытия  земли   суровой,

Одежды   вечные   себе  приобретаешь.

Лишь   потонув   в  единстве  Моря,  ты  узнаешь,

Что  Им   являешься   самим,  вне  жизни   скорой...

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ибн  Сина  (ум. 1037)                                           Сказки мудреца Ибн-Сина

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Абу  Али  ибн  Сина  (Авиценна) (ум. 1037 г.)

Философ, ученый, поэт, врач. Начальное образование получил от отца — чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). К 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач.   Его главная философская работа энциклопедический труд «Книга исцеления» — состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги исцеления» содержатся в «Книге спасения».
Описывал  теорию  возвращения  души  к  своему  истоку  путем  прохождения  определенных  стадий  жизни,  предвосхищая  тему  поэм  Сана
¢и  и  ¢Аттара. 

 

Зачем  вы  стремитесь  все  Время  к  богатству,

Ведь  алчности  зов  -  это  путь  к  святотатству.

((()))

Богатство  от  злата  дает  маяту,

Твой  дух  обрекая на тьму,  нищету.

((()))

Достойнее  мысль  сохранять  и  мечту,

Чем  стать  после  смерти  кормежкой  скоту.

((()))

Спроси   старика,    что  дожил  до  седин, 

Чем  ценен  ему  окружающий  мир.

Он  многое  видел  и  многое  знал. 

Чем  он  наполняет  сей  жизни  бокал?

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Унсури  (980 – 1039)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Унсури,  Абу-ль-Каим  Хасан  ибн  Ахмед  (970/80-1039 гг.) -   персидский  поэт.  Выходец  из  Балха.  Впоследствии  перебрался  в  Гизни,  где  добился расположения  султана  Махмуда  Газневи  и  получил  звание  царя  поэтов  (малек  аи-шоара).  Автор  трех  эпических  поэм. Из  лирики известны  примерно  50  касыд,  10  газелей,  70  рабаи  и  одно  кит¢а.  Творчество  Унсури  продолжает  поэтические  традиции  Рудаки,  однако  для  произведений  Унсури  характерна  крайняя  усложненность  форм.

 

Если  брать  у  горы  и на  место  не  класть,

То исчезнет  гора,  как  исчезнет  та   часть...

((()))

Мир  такой  мошенник,  что  у  дива  даже

Нету  сил  нести  ложь  его  поклажи.

((()))

Ну,  если  смертью  все  сомненья  разрешатся,

Какой  же  смысл  мне  в  этой  жизни  жить,  сражаться...

((()))

Если  хочешь  путь  ты  скоротать,

Должен  и  попутчика  сыскать.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ибн Абд Раббихи  (860 – 940)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 

Два  вида  знанья  есть:  полезное  и  то,

Что  лишь  носимое.  Носимое  вредно!

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 Аль-Хамадани  (969 – 1008)  

ритмические макамы в отдельном  файле

Бади  аз-Заман – Чудо времени

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

 

 Абу-л-Фадл ал-Хамадани   (969 – 1008),  получивший  прозвище Бади аз-Заман (Чудо времени),  считается  одним  из  крупнейших  представителей  жанра  макам -–небольшие  новеллы,  соединяющие в себе  свойства  стихов и  прозы,  изысканной  литературы и живой  речи. Бади аз-Заман родился в персидском городе Хамадане в образованной, светской семье. Обладал  выдающейся  памятью и литературными  способностями, много  путешествовал.

 

Вариации  ИРАКСКОЙ   МАКАМЫ

 

…Взгляни  на  время,  что  за  время  вдруг  настало?

Его превратностями  давит  всех сторон,

Оно  враждебно  мудрецам  для всех времен.

Да просто  в  мудрости  есть  лезвие  кинжала!

 ((()))

 В  беспутной  компании ночь  пировали,

Бесстыдно  подолы  неверия  рвали…

 ((()))

 Наасимм  ароматный  в  туманном  наряде,

Как  памятник  свету  при  плазменном  взгляде.

 ((()))

 Дурачь  хорошенько  пристойное  время,

Допустит  оплошку!  А  ты  повели:

-          Добудь  мне семян  до воскресной  зари!

Ладошку  подставь    упадет  в нее семя.

 ((()))

 Для  того  чтобы с  Ним  говорить,

Нужно  так  говорить, чтоб  Оно

Понимало твое  существо,

Чтоб  Оно  захотело  любить.

 ((()))

 Чтоб  услышать,  что  время  тихонько  поет,

Нужно  просто  прислушаться…  Вдруг  повезет!

 ((()))

 Коль  слово  алмазом  сияет в  венце,

Жасмины  цветут  у  меня на  лице…

 ((()))

 Коль  меркнет  мой  стих  на  халифских  дверях,

То  бусы  на  шее  Халисы…  в  цепях…

 ((()))

 С  мечами  накинулись  мы  друг  на друга,

Играя  в  игру,  чтоб…  взглянула  подруга…

 ((()))

 Мой  конь  по  песку,  как  по  камням  горящим

Бежал  под  полуденным  солнцем  палящим…

 ((()))

 Я  корил ее…  Плача,  она  мне  в  ответ:

-          Да спасет  тебя Бог  от  упреков,  мой  свет…

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Абу – Сайид  (987 – 1049)                                                              

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Абу  Са¢ид  Майхани  (Михани,  Михи)  Фадлаллах  б.Аби-л-Хайр  Ахмад  (987-1049 гг.)  -  один  из  создателей  восточной (хорасанской)  школы  суфизма.  Родился  в семье  аптекаря  в  Махайне  -  небольшом  городке  провинции  Хорасан, там  же  и  умер.  Юношей  он  отправился  в  Мерв,  где  в  течение пяти  лет  слушал  курс  шафи¢итского  права.  В  997 г.  в  Серахсе  «божий  человек»  Лукман  Сарахси  привел  Абу  Са¢ида  в  суфийскую  обитель  к  Абу-л-Фадлу  Мухаммаду  ас-Сарахси,  который  убедил  его  оставить  богословские  науки,  разрешил  ему  вернуться  в  Майхане  с  наказом  отправлять  зикр,  повторяя  лишь  одно слово  «Аллах».  Вторую  половину  своей  жизни  Абу  Са¢ид  провел  как признанный  авторитет,  наставник  и  учитель.  Абу  Са¢ид считается  первым  суфийским  шейхом,  который  разработал  для  своих  учеников  кодекс  норм  поведения  из  10  пунктов.

 

Коль  зададут  тебе  вопрос:  -  Ты  знаешь  Бога?

            Не  говори,  что  знаешь...  Это  многобожье.

            Не  говори ж  и  что  не  знаешь  дело  божье,

            Иначе  ждет  тебя  неверия  дорога...

 

                        Но   отвечай,   что  ознакомил  нас  Всевышний

                        Со  всею  сущностью  Своею,  что  она

                        Для  сердца  каждого  Всевышним  и  дана.

Ее  достоинство   -   Источник…  еле  слышный...

                                                   

((()))

 Покинь  себя  и  сделай  шаг,  хотя б  один

К  реализации  того,  что  в  сей  судьбе

Не  существует  самоценно  по  себе...

Ведь  существует  только  Бог,  ты  с  ним  един.

 ((()))

 Грехи  мои  числом  -  что  капли  дождевые...

И  стыдно  стало  мне  за  грешное  житье.

Вдруг,  голос  прозвучал:  -  Брось  помыслы  пустые!

                        И  дело  завершай  прекрасное  свое.

 ((()))

 -  Прошу  лекарства  я   от  скрытого  недуга...

-  Забудь  себя,  забудь  весь   мир  свой,  кроме  Друга...

-  А  чем  питаться?   -  Кровью  сердца,  -  был  ответ...

-  А  что  покинуть  мне?

                                         -  И  тот,  и  этот  свет.

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Баба  Кухи Ширази  (948 – 1050)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Баба Кухи  Ширази,  Мухаммад  Али  (948-1050 гг.)  -  поэт  и  философ. Много  путешествовал  (Иран,  Аравия,  Индия  и др.)  Долгое  время  жил  в  Нишапуре  и  Ширазе, где и умер.  Баба  Кухи написал на персидском  языке  Диван.  Ему  принадлежит  также  фрагмент  под  названием  Начало  и  конец  Халладжа  мансура,  Ахбар  ал-Гафилин  и  Ахбар  ал-Арифин.

 В  науке  Видения  невежда   и  глупец

Твой  жалкий  ум!   Пойми  же,  наконец...                  

 ((()))

 Как   может  мнение  толпы   тебя  порочить

Своим  поверхностным  сужденьем   примитивным,

Когда   живешь  ты  легкокрыло – позитивным,

Иным  сознанием,  и   сроки  не  отсрочить...

 ((()))

 Уж  если  Знание   уверено  в  себе,

То,  значит,   Истина...  скрывается  в  зерне.

Но,  осветив  зерно,  ты  Знанье  не   узришь.

Во  тьме  земли   оно   взрастет,  а  ты...   взлетишь.

 ((()))

Душа  к  совершенству  стремится,                                       

К  насмешке  -  лукавый  язык  поспешит,

И  то  совершенство  собой  насмешит,

Болтливый   язык...   утомится...

 ((()))

 Само  совершенство  -  молчанье  Небес,

Его  глубина  и  истоки  чудес!

 ((()))

 Из  утки  алчности  моей  -  вдруг  соловей!

Петух  пристрастий - словно б соколом  родился.

Я  перед  вороном  желаний  в  страхе  бился,

Убил  я  ворона  -  покой  в душе  моей.

 Я  перья  выщипал павлину  самомненья,

Моя  душа  взлетела  к  тайнам  Мирозданья,

Где  нет  различия:  хвалы  и  порицанья,

Где  невозможное с  возможным  в единенье.

 ((()))

 Остерегайся  двух  вещей:

Ума  и  чувственности  своей.

 ((()))

 Живое  тело  все  же  от  земли,

Душа  -  от  солнца,  это  ты  пойми.

 ((()))

 Хоть  и бесчисленны  все  цифры,  но  они  -

Суть  Единица.  Единицей  рождены.

 ((()))

 Не  укоряй  того,  кто  ищет,  но  иди

И  на  челе  абсурда  истину  найди...

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Маарри  (973 – 1057/8)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Маари,  Абу-ль-Ала Ахмад  ибн  Абдулла  ибн  Сулайман  ат-Танухи  (973-1057/8 гг.) -  арабский  поэт  и  мыслитель. Родился  в  семье  филолога  в г. Мааррет-эт-Нуман  в Сирии.  Там  же  умер.  В  трехлетнем  возрасте  ослеп.  Ученик  великого  суфия  ал-Мутанабби;  написал комментарий  к  дивану  его  стихов  под  названием  Чудо  Ахмеда.  Ал-Маари  писал  усложненным  языком,  часто  обращаясь  к  игре  слов.

 

*** 

Говорят,  что  Бессмертная  облика  ищет  душа,

И  вселяется  в  плоть,  к  своему  совершенству  спеша.

И  уходит  из  плоти.  По  смерти  -  счастливым  награда

В  благодатном  раю,  а несчастным  -  страдания  ада.     ***

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Аль – Худжвири  (ум. 1071)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Худжвири,  Абу-л-Хасан  ¢Али  б.¢Усман  ал-Газнави  ал-Джуллаби  (ум.  между  1072 и  1077 гг.)  - автор  первого в литературе  на  персидском  языке  труда  по  суфизму,  в котором  систематически  изложены  его  история  и  сущность, мировоззрение  и практика  суфиев.  Родом  из  Худжвира  (квартал  в г. Газни),  из  семьи,  члены  которой были  известны  благочестием  и подвижничеством.  Ал-Худжвири  был  убежденным сторонником  «трезвого  мистического  пути  школы  ал-Джунайда.  Значительную часть  жизни  провел  в  странствиях.  Завершил свою  жизнь в  Лахоре, где написал  единственное  дошедшее  до нас (из десяти  написанных)  сочинение  -  Кашор  ал-махджуб ли-абрар  ал-кулуб -  оказавшее  огромное  влияние на  последующую  суфийскую  персоязычную  литературу.

 

 В  культуре  видятся  три  формы.   Вот  мирская,

Что  информирует  народ  любого  края.

Религиозная  культура  -  в  исполненье

Определенных  правил  жизнеположенья.

Культура  избранных  -  бальзам  и  эликсир,

Саморазвитие  духовных  вечных  сил...

 ((()))

                                                                   

Того  я  суфием  законно  назову,

Кто  умертвит  себя  в  бою  и  оживет

Для  света  Истины,  да  Истиной  взойдет,

Да  не  во  сне   своих  фантазий,  наяву!

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Носир  Хисроу  (1004 – 1075/90)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Носир  Хисроу,  Абу  Муин  ал-Кубадияни  ал-Марвази  (1004-1075  или 1090 гг.)  -  персидский  поэт,  философ, религиозный  деятель.  Родился  в  с. Кубидиян  близ  г. Баоха. В  1046-1052 гг.  совершил  путешествие  в  Египет,  описанное   им  в  Книге  путешествия  (Сафир-Нали).  По  возвращении  был  изгнан  из родного  города  Балха как  еретик.  Конец  жизни  провел  в  горах  Бадахшана (Памир),  где  и умер  в  с. Йомган.  Его  литературное  наследие  включает  трактаты,  диван, состоящий  из  12  тысяч  бейтов, поэму  Ровшанайн-наме.

 

Ничтожен  ты  или  велик  - 

Причина  тому...    твой  язык... 

((()))

 Бог    создал  душу,  что  всегда  чего - то  ищет...

И  каждый  раз  вопросы  тщетно  задает:

-  Ну,  почему?  -  и  все  ответы  не  найдет.

Он  говорит  ей:  -  Вопрошай!  -   С  нее  и  взыщет...

 

-  Ищи  ответы  же,  душа,  не  воображай,

Что  все  Творение  напрасно  создал  Я.

Законом  Вечности  вращается  Земля,

И  все  подробности  -  важны!   Соображай!

 ((()))

 Свои  владенья  под  присмотром  ты  держи.

Два  глаза  есть, два  уха  есть,   умом  верши.

 ((()))

 Что  верить  слухам и молве,  молва  пуста,

И  только  опыт  твой  наполнит  клад  ума.

 ((()))

 Ты  можешь  сотни  лет  о  жемчуге  молить,

Но  не  нырнув  -  во  сне  и  будешь  сонным  жить.

 ((()))

 Ты  можешь  убежать  любой  печали.

Спасись  же от  невежества  вначале...

 ((()))

 Лишь  тот  хорош,  кто  светел  изнутри.

На  внешность  в  ожерельях не  смотри.

 ((()))

 Чужие  станут  словно  бы  родными,

Когда  добром  поделишься  ты  с ними.

 ((()))

 Да  будет  жизнь  твоя… отрадой  для   других!

Дари  себя  как   плод  деревьев  вековых!        

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал – Ансари ал-Харави  (1006 – 1089)        см. сказки

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Ансари  ал-Харави,  Абу  Исмаил  ¢Абдаллах  б.Мухаммад  (1006-1089 гг.)  - известный  суфий-ханбалит,  родом   из  Герата.  Отец  его  был суфием   и  сам  познакомил  сына  с началами  мистицизма.  В  девятилетнем  возрасте  ¢Абдаллах  начал  обучаться  хадисам.  В  1026 г.  отправился  в Нишапур,  затем  в  Тус  и Бистам.  В  1031 г.  ненадолго  остановился  в  Багдаде,  затем  вернулся в  Герат,  где  стал  заниматься  обучением  и  вел  активную  полемику  против  му¢тазилитов  и  аш¢аритов.  С  1041 г.  начался  период  гонений,  трижды  его  ссылали.  Последние  двадцать  лет  жизни  прошли  более  спокойно.  В  конце  жизни  он  потерял  зрение  и  умер  в  родном  городе,  удостоенный  титула  шейха  ал-ислама.

Биографы  единодушно  восхваляют  его  необычайное  благочестие  и  широту  познаний  во  всех областях  религиозных  наук.  Сочинения  написаны  на  арабском  и  персидском 

языках. Наиболее  известное -  Маназил  ал-саирин.

 

Как  могу  определить,  кто же  я,  что  я  такое?

Существующий  в  покое  или  тоненькая нить?

Я  -  пылинка  диска  солнца?  Рябь  поверхности  воды?

Вихрь  ветра  высоты  или  камешек  у донца?

 

Птица  в  мире  бестелесном,  или  странник  в  облаках?

В  четырех  я  зеркалах  пребываю  в  мире  тесном.

Я   для  верующего  -  мед,  а  неверующему  -  жало

Или  лезвие  кинжала.  Я  -  огонь,  вода  и  лед.

 

В  каждом  сущем  пребываю,  я  лишен  несовершенства.

В  мире  мысли  и блаженства  безупречным  я  бываю.

                     

((()))

Не  исполняй,  мой  друг,  желания  души,

Проси  у  Истины,  ее  везде  ищи.

К  покорности будь  алчен  и  к  познаньям,

Не  будь  привержен  миру  и терзаньям.

 ((()))

 Людей,  смотри,  чрезмерно  не  хвали.

Прощай,  дабы прощали,  и  терпи.

 ((()))

 Слепца,  невежды  сторонись,

Не  похваляйся,  а  учись.

 ((()))

 К  покорности  будь  алчен,  приобретай  познанья,

А  бедствия  считай  за  страсти  наказанье.

 ((()))

 Не  говори  о  том,  чего ты  не  слыхал,

И  уж,  конечно  же,  о  том,  что  не  видал.

 ((()))

 Ты  на  чужие  недостатки  не  взыщи,

Но  прежде  сам  свои  пойми,  да  перечти.

 ((()))

 Не  делай  сердце  погремушкой  чуда,  дива.

Отчет  души  своей  веди  неукоснимо.

 ((()))

 Что  не  приемлешь  для  себя,  не  одобряй

И  для  других,  однако,  и  не  укоряй.

 ((())

 Пусть  он  ничтожен,  ты врага  не  унижай.

И  с  незнакомыми  еды  не  разделяй.

 ((()))

 Сделай  привычкой  молчание,

Будет  всех бед  окончание.

 ((()))

 Будь  благодарен,  но  не  требуй  от  других.

Не  становись  рабом  сторонних  и  своих.

 ((()))

 С  людьми  бесстыдными  не  знайся,   ибо  это

Влечет,  знай,  кару  в  жизни  будущей  и  этой.

 ((()))

 Пока  не  стихнет  гнев,  ты  слов  не  говори,

И  будь  почтителен  со  всеми,  мир  дари.

 ((()))

 Знай,  настоящая  любовь  -  то  птица  света.

Она  же  в  вечности  гнездится - суть  секрета.

 ((()))

 Могу  я  грешнику  казаться   злым,  конечно,

Но  милосерден  я  для  добрых  бесконечно.

 

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Аль – Газали  (1058 – 1111)                         Сказки Аль-Газали

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Газали,  Абу  Хамид  Мухаммад б.Мухаммад  ат-Туси (1058-1111 гг.)  -  крупнейший  теолог  и  философ. Родился в г. Тусе (Хорасан),  в  Нишапуре был  учеником ал-Джувайни  вплоть  до  смерти  последнего  в  1085 г.,  затем находился  при  сельджукском  визире  Низам  ал-мулке, который  назначил  его  в  1091 г.  преподавателем  мадрасе.  Покинув  Багдад,   11  лет  проводит  в  Дамаске,  Тусе и некоторых  других  городах. С  1106 г.  преподает  в Нишапуре.  Незадолго  до  своей кончины  возвращается  в Тус.

К  избранным  он причислял  суфиев,  которые  приходят  к моническому  взгляду  на  бытие, но  не  на  основе  логических  доказательств,  а  с  помощью  интуиции.

 

 Любовь  -  есть  результат  любого  Знанья.

Незнающий  не  любит...  Вот  признанье.

 ((()))

 Ты  отрицаешь  оттого  лишь,  что  не  знаешь,

И  очень  многое  тем  самым   потеряешь...

 ((()))

 Суфийский  мистицизм  -  не  культ,  а  оболочка.

Религии  в  нем  нет.  В  нем  Суть  Любви,  и  точка!

 ((()))

 Любой   период  жизни…  сладок.   Но  иные...

Неповторимы,  как  узоры  у  желаний,

И  наслаждения,  как  тайны  у  признаний:

Не  знают  радость  брака  дети  озорные...

 

Не  может  юный  человек  ценить  богатство     

Или  величие...  Он  позже  то  поймет.

А  человек  созревший  - юность  не  зовет,

Он  увлекается  игрой  иного   царства.

 

Потенциальные  возможности  для  духа

Лишь  постепенно  появляются  внутри,

Где  Разум  чувствует  желания  Любви,

И  наслаждается   способностями  слуха!

 

Реальный  Разум  -  это  внутреннее  чудо,

А  внешний  рост  ума  предшествует  ему.

Но  предпочтенье  отдается  не  уму,

А  Разумению  души.   Ей  это  любо...

 

То   -   наслаждение   искателя  пути

Великой  Истины,  и  выше  не  найти...

 ((()))

 Желают  люди,  чтоб  имел  учитель  вес,

И  слыл  прославленным   ученостью  своей.

Но  есть    и  скрытые  среди  учителей,

И  есть  простые,  обладатели  чудес.

 ((()))

 Уж  если  кто - то  говорит,  что  любит  он

За  удовольствие  кого - то,  то...  не  любит...

Источник  этих  удовольствий  лишь  разбудит

То  восприятие,  чудесное,   как  сон!

 ((()))

 И  лишь  когда  очнешься   ты  от  жизни   сна,

Узнаешь:  подлинность  Любви  -  сосуд  без  дна!

 ((()))

Есть  высшие  Намерения  и  смысл  у  них  иной,

Не  те,  что  в  лицемерии  поддержаны  толпой...

Ведь  общества  сформованы  с  задачами  иными,

Монетами  окованы  и  целями  слепыми...

 

А  суфий  погружается  в  заветные  пути,

И  светом  освещается...  Светлее  не  найти.

В  обычной  точке  зрения  лишь  часть  освещена,

А  истина…  мгновением  толпе  запрещена…

 

И  смысл  происходящего  от  многих  ускользает,

Но  суфий  видит  Истину,  да  с  сердцем  пребывает...

 ((()))

 -  Ты  Солнце  хочешь  видеть?   Так  смотри

Не  в  пол,  а   на  него!  -         Ал -   Газали             

                                                                    

((()))

 Мы  солнце  видим  маленьким,  но  ум

Покажет  нам  ошибочность  воззренья.

Фантазия  с  игрой  воображенья

Покажется  нам  речкой  долгих  дум...

 ((()))

 Лишь  обладатели  сердец,  что  легче  пуха,

Отождествляют  мир  наш  с  пашней,  а  сердца

С  чудесной  почвою  для  сада  мудреца,

Где  вера  семенем  взрастает  силой  духа...

 

А  проявляется  и  в  деле,  и  в  речах,

Подобно  вспахиванью  почвы,  орошенью...

А  те,  что  бренному  подверглись  погруженью,

Не  прорастят  семян в  засоленных  полях...

 ((()))

 

Мне  люди  знания  сказали:   -  Если  вера

На  внешней  части  Сердца  зиждется,  оно...

И  бренный  мир  и  скрытый  любит,  как  одно,

И  также  действует  во  благо  им,  без  меры...

 

Но,  если  вера  в  тайниках  Сердец,  внутри,

То  человек  не  обращает  в  мир  вниманья,

И  дел  не  делает  для  общего  признанья...

Он  равнодушен  к   миру  бренному...  Пойми... 

 ((()))

 - Ах,  отчего,  скажи,  зависит  пониманье?

- Лишь  от  готовности  понять.  От  состоянья...

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Омар  Хайям (1048 – 1122)                         Жемчуга Омара Хайяма

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Омар  Хайям,  Гияс-ад-дик  Абу-ль-Фатх  ибн  Ибрахим  (1048-1122 гг.)  -  персидский поэт,  математик,  философ.  Большую  часть  жизни  провел  в  Балхе, Самарканде,  Исфахане  и  других  городах  Средней  Азии  и Ирана.

Математические  сочинения  Омара  Хайяма,  дошедшие  до  нас,  характеризуют  его  как  выдающегося  ученого.

Всемирную  известность  принес  Омару Хайяму  как поэту  цикл  четверостиший  Рубайат.  В  его  творчестве  немало  сложных   и  противоречивых  проблем.

 

Ушли  давно  былые  мудрецы.

Вся  мудрость  их  истлела  - вот  концы...

Дитя,  учись  у  правды  и  у  света,

Нет  лучшего  для  жизни  сей  совета.

 

((()))

 

Все  царства  мира  -  за  глоток  вина!

А  мудрость  книг  -  за  вкус,  где  глубина.

Все  почести -  за  бархат  опьяненья,

А   все  слова  -  за   пенное  рожденье!

 

((()))

 

Что  было, то  и  будет,  говорят...

Но  я  живу  сей  миг  и  мигу  рад.

 

((()))

 

Взаймы  нам  время  жизни.  Но  есть  и  вечный  дар!

Неравны  прах  и  мысли,  но  вместе:  плод - нектар.

 

((()))

 

Пусть,  мы  забыли  о  желаниях  своих,

Но   никогда  они  о  нас  не  забывают...

Незавершенное  в  душе  всегда  вскипает,

Дабы  прильнуть  волной  к  брегам  миров  иных...

 

((()))

Эхо

Есть  тайны  моря,  что  притягивают  взгляд

И  околдовывают  дерзкое  желанье,

И,  воздвигая  чудный  купол  мирозданья,

Из  запредельного  алмазами  горят.

 

Когда б  ни  тайна,  человек  бы  не  стремился!

Когда б  ни  сказка,  и  фантазия б   угасла...

Когда б  ни  чудо,  в  небе  не  было  бы  ясно,

Когда б  ни  смерть,  ты  на  земле б  не  воплотился!

 

И  не  увидел  бы  ее  красот  святых,

И  отвращения  и  ужаса  не  встретил,

И  воскрешения  души  бы  не  заметил,

Но  ты  живешь,  мой  друг,  в  реалиях  земных...

 

И  тайна...  снова  околдовывает  нас,

Дразня  наш  разум  бесконечной новизной,

И  неустанно  увлекая за  собой

В  тот  мир,  куда  ты  попадешь  еще  не  раз...

Зеркало  Хайяма

 

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Ал-Хамадани  (1048/9 – 1138)

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

Айн  ал-Кудата  ал-Хамадани  (1048/9-1138 гг.)  -  родился  в  местечке  Бузенджиру  вблизи Комадана. В  молодости  изучал  богословские  науки  в Багдаде, позднее  обосновался  в Мерве,  встав  на  путь  мистического  подвижничества под  руководством  известного  шейха Абу Али  Фармади.

Биографы  ал-Хамадани  свидетельствуют,  что  он  за   свою жизнь  10000  раз  прочел  Коран, мел  в  памяти  700  сочинений,  посвященных  божественному слову,  беседовал  с  213  шейхами,  совершил  37  пеших  хождений  в  Мекку  в  целях паломничества  к  святым  мествам.

Умер  ал-Хамадани  по  пути  в  Мерв.  Позднее  прах  его  был  перевезен  в  Мерв,  где находится  усыпальница.

 

Душа  превратилась  в  Любовь,  и  Дух  ее  крепко  обнял,

Он  тысячу  лет  ее  ждал!  И  верил  в  нее  вновь  и  вновь!

В  слиянии  этом,   не  знаю,  что  сущностью  стало  двоим,

Любовь  или  Дух  господин...  На  качества  сути  взираю...

                                               

((()))                           

 Бог  смотрит  не  на  образ  ваш  иль  вид,

И  даже  не  на  действия,  увы...

Он   смотрит  в  ваше  сердце  красоты

Духовной...  Только  с  ним  Он  говорит...

 ((()))                           

 Владение  души  сим  бренным  телом

Пойми  как  бы   владение   пером...

Хочу  -  я  им  пишу,  ну  а  потом

Не  стану  им  писать,  увлекшись  делом...

 ((()))

 Присутствие   моей    руки    перу

Я  жизнью   назову,  а  отдых  -  смертью...

Душа  владеет   жизни   круговертью,

В  ней  есть  и  воскрешение  уму...

 ((()))

 Любовь  - огонь.  Влюбленный  -  бабочка.  Горенье  -

В  желанье страстном.  Это  -  миропостиженье!

 ((()))

 Что  клетка  -  птица,  так  слепому  мнится…

А  зрячий  видит:  клетка  для  синицы.

 ((()))

 Жизнь познается  лишь  в  любви,  а без  любви

Найдешь  лишь  смерть.  Беги  от  смерти  же,  беги!

 Изречения Мудрецов

Книги:

  • Суфийским поэтам, 97 Kб
  • Золотой Венец, 89 Kб
  • Жемчуга Руми, 129 Kб
  • Жемчуга Омара Хайяма
  • Эхо по Корану, 24 Kб
  • Эхо Джабран - Пророк, 272 Kб
  • РУМиМУР 


  • Галактический Ковчег Войди в Нирвану! Рейтинг SunHome.ru

    Технология: Optimizer
    Хостинг на Parking.ru