Мастерские проекта Галактический Ковчег


  Главная > Мастерские проекта > Мастерская Сказочной Науки > Новая наука - Числонавтика > Система приоритетов ИИ >  


Карта сайта

Поиск


Оставьте это поле пустым:
расширенный поиск





Сказки Мудрецов

Галерея Художника

ФОРУМ

В шуме хаоса слышна тишина...

Волшебный Остров Эхо

Solium



Нанотехнология

Проблемы создания Искусственного Интеллекта

© А.А. КОРНЕЕВ

http://kaa-07.narod.ru/

"Система приоритетов проблемы Искинта"

 

Рис. 1

Определитель будущих наук и технологий

в решении проблемы Искусственного Интеллекта

Данная работа была выполнена 7.12.1982 г. На волне второго прорыва в исследованиях Искусственного Интеллекта (далее - "Искинта" - А.К).

Тогда наметился прорыв к вопросам создания Искинта не только со стороны кибернетиков и философов, но и представителей других наук, например биологов, и даже химиков, что отнюдь не было обычным явлением. Со своей стороны философы и тогда говорили о том, что решение проблем Искинта не будет прерогативой какой-то одной научной дисциплины, но у кибернетиков дух захватывало от перспектив развития вычислительной техники и им казалось, что они вот-вот ухватят желанную Жар-птицу за хвост…. Этого не случилось…

В те времена я был очень молод и работал в прикладной науке, представители которой не слишком часто допускались (да и сами остерегались) к дискуссиям с корифеями-теоретиками. Но, у них часто было своё мнение по данной проблеме. После одной из научных конференций мне пришла в голову мысль о том, что в проблеме Искинта не может быть произвола и разные науки должны вносить каждая свой закономерный и вполне специфический вклад в создание Искусственного Интеллекта.

Я задался, в частности, вопросом, о том, какая из наук, например, будет привносить в решение проблемы свои, специфические Принципы, а какая предоставит Искинту свои Методы или свои технические Средства? Всё было покрыто мраком неведения… Кроме того, в рамках такого размышления стало ясно, что решающее значение будут иметь будущие достижения будущих, т.н. "пограничных" (стыковых) наук, у многих из которых тогда (в период начала 80 - х годов) не было не только фундаментальных наработок, признанных в научном мире, но даже и названий не было.

Моя идея состояла в том, чтобы, изучив общее содержание и направленность этих (разнообразных по спектру) "пограничных" исследований (по реферативным научным и научно популярным изданиям), попытаться спрогнозировать ход и направленность прогресса в решении проблемы Искинта. К тому же, как я упоминал выше, мне тогда казалось, что в сочетании наук, нацеленных на Искинт, нет и не может быть произвола, а должна быть какая-то закономерность….

Прошло уже почти 30 лет с тех пор и… моя "скромность" (в вопросе публикации этой идеи) была с торицей вознаграждена! Искусственный Интеллект до сих пор не создан, хотя его штурмуют буквально со всех сторон и к решению этой Великой проблемы стараются приобщиться буквально все научные дисциплины, но, строго говоря, воз и ныне там! И по сей день никто (насколько мне известно) не опубликовал такого рода идею, о которой я решился, наконец, написать, что, возможно, сделает её достаточно актуальной, по крайней мере для того, чтобы привести в систему свои представления и гипотезы….

В изложении сути моей идеи я практически не изменяю ничего, по сравнению с временами 80 - х годов прошлого столетия, включая сюда и те определения, которые давались мной тогда разным наукам и пограничным научным сферам познания и, которые за эти 20 лет, естественно, обрели и новую форму, и новое содержание. А иные научные дисциплины как раз - таки сумели возникнуть буквально из ничего….

Во всяком случае, я смог убедиться в том, что моя идея оказалась вполне жизнеспособной, хотя сегодня - возможно, да и нужно развить её дальше и глубже, в соответствии с современными представлениями. Итак, вначале обратимся к основным понятиям, которые применяются в моей "Системе приоритетов Искинта". Таких понятий - всего Пять.

И эти понятия являются общими для всех без исключения наук и научных дисциплин, которые нацелены на теоретическое и прикладное решение научных проблем:

  1. Принципы организации (управления)
  2. Способы действия (по обработке)
  3. Методы отображения и связи
  4. Средства синтеза (и анализа)
  5. Элементы структур (и/или их моделирования)

Теперь начинается более или менее обоснованный отбор и назначение основных ("Базовых") научных дисциплин, основанный (в те времена), главным образом, на том, что мы имели … в качестве фундаментальных наук в 80-х годов.

Это были следующие науки:

1. Биология, как наука, изучающая единственный, известный и (в определённой степени) изученный человечеством Образец, носитель интеллектуальных свойств.

2. Химия - также одна из наук, наиболее приближенных к изучению механизмов и закономерностей внутренних, материальных процессов, преобразований и явлений, связанных с деятельностью человеческого Интеллекта.

3. Физика, предоставившая целый ряд новых технических средств и методов исследования человека и животных, и вообще - объективных инструментов познания окружающих человечество явлений и процессов, всеобщих законов Природы.

4. Математика, находящая адекватные способы отображения Реальности и её закономерностей во всех остальных научных исследованиях и являющаяся примером силы и мощи естественного Интеллекта человека.

5. Философия, занятая познанием и осмыслением всеобщих закономерностей Вселенной и Человека, в частности.

Нетрудно заметить, что все БАЗОВЫЕ науки являются как бы взаимопроникающими и практически любую проблему человечества, как это доказывает наш собственный опыт, можно пытаться (правда, не всегда успешно!) решать с позиций любой из таких наук. Однако, именно такая взаимная "проницаемость" служит доводом в пользу того, что Великую Проблему создания Искинта нельзя решить с помощью только одной (или нескольких) наук - нужен штурм со всех сторон, совместные усилия, или как теперь говорят - "синергетические" усилия всех наук. Вот, собственно, тот начальный базис, который породил модель для дальнейших рассуждений в виде Системы из 5-ти концентрических окружностей (Кругов или Шаров), которые пересекают друг друга, моделируя то самое максимальное взаимное проникновение наук

Нарисовав такую систему окружностей (см. Рис.1), я невольно задался вопросом о том, а как, в каком именно порядке следует расположить БАЗОВЫЕ науки, а также вопросом о том, как называть те области пересечений, которые образованы не только двумя смежными науками, но и большим числом пересечений?! Вместе с этим стала понятно, что применительно к поставленной Проблеме (создания Искинта) базовые науки просто обязаны по общей логике познания порождать особые, специальные направления, где целенаправленно будут переосмыслены и развиты специфически инструменты познания.

Вот, только, сказал бы кто, а что именно потребуется, к примеру, от той же философии или математики? Неясно!

И именно такой ответ отсутствует и, именно поэтому, как сегодня говорят, возможности каждой из базовых наук - "НЕ ЗАТОЧЕНЫ" на выбранную Проблему, а дают только самые общие соображения по затронутой теме. И именно посему вся мощь этих наук не собрана "в кулак", а рассеяна (размазана") по множеству аспектов Проблемы, где эти науки зачастую оказываются совершенно беспомощными.

Например, какие рекомендации может дать математика относительно материалов, из которых надо создавать образец Искусственного Интеллекта? Понятно, что конкретики будет мало, что сразу же "подставляет" представителей математики, как "мало компетентных" и открывает простор для всякого рода неконструктивной критики. А вот если спросить у математиков или философов ответа на более "родственные" (аспектам Искинта) вопросы, то и ответ будет более разумным и более однозначным.

И в этом - залог успеха совместных усилий представителей многих наук. В 80 годы в науке стали официально признаваться и развиваться такие направления исследований, которые получили название пограничных научных дисциплин и которые породили массу оригинальных подходов и достижений. Это и успехи физической химии, и бионики, кибернетики и теории автоколебательных явлений.

Всё это только зарождалось тогда, но, по-прежнему, никак не было "заточено" на проблему Искинта. Просто - напросто, такое новое познание "сбрасывало шоры" с глаз узких базовых специалистов и позволяло (с немалым успехом!) применять методы и средства одних наук в сферах действия других наук. Характерным примером является, например, понятие об обратной связи, перекочевавшее из технических наук и кибернетики - в ту же биологию и бионику, а затем - даже в общественные науки, в социологию и экономику.

Был нащупан один из важных, имеющих фундаментальное значение, Принципов, с помощью которого во многих научных дисциплинах были переосмыслены и более чётко сформулированы вполне традиционные понятия. Таким способом, у разных наук стали появляться некие "общие символы" в "Азбуке" их общего взаимопонимания, ведущего к возможности согласованного познания неведомого…

Следовательно, мы можем сформулировать новое системное понятие о "ПОГРАНИЧНЫХ", в первую очередь взаимно-смежных базовых науках. И ещё одно новое понятие - понятие о "ДОМИНАНТНЫХ" науках, которые развиваются внутри Базовых, (а также внутри соответствующих пограничных наук), отличительной чертой которых является та самая "нацеленность" на решение Проблем Искинта!

На рисунке, который расположен выше (см. Рис 2), можно увидеть эти доминантные научные дисциплины, изображённые в виде окружностей, вписанных в большие окружности базовых наук и в Зоны (области) пересечения базовых наук.

Та система, которая изображена на Рис.1, однако, гораздо сложнее и мы в ней, двигаясь к центру, где расположен главный Центральный Круг (обозначенный как "ИИ"), символизирующий всеобщий Центр и Цель познания - Искинт, прошли только 2 слоя. Следующий структурный уровень нашей графической системы, которую я назвал "Ромашкой", - это области пересечения ДОМИНАНТНЫХ научных дисциплин. Эти области выглядят, как узкие лепестки, у которых один из концов непосредственно упирается в Центральный Круг - ИСКИНТ.

Исходя из смысла общей структуры, можно назвать эти научные дисциплины - "ФИНИШНЫМИ" научными дисциплинами, вбирающими опыт и достижения как Пограничных, так и доминантных наук. И это - уже самый глубокий уровень погружения в структуру "Ромашки".

Перечислим теперь только ОСНОВНЫЕ уровни научных дисциплин по порядку:

1. БАЗОВЫЕ (это - пять больших кругов - наук: {A}, {B}, {C}. {D}, {E})

2. ДОМИНАНТЫ БАЗОВЫХ (таковых - 5 кругов: [I], [II], [III], [IV], [V])

3. СМЕЖНЫЕ (пересечения базовых; тоже 5 областей: 1, 2, 3, 4, 5)

4. ДОМИНАНТЫ СМЕЖНЫХ (круги внутри смежных: (a), (b), (c), (d), (e).)

5. ПОГРАНИЧНЫЕ (это - пересечения смежных наук - 5 зон: K, L, M, N, R)

6. ФИНИШНЫЕ (пересечения доминант смежных наук - 5 зон: X, Y, W, S, Z)

7. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КРУГ (1 круг, с некоторой внутренней структурой, т.е. ИИ)

Выбор правильной геометрии пересечения всех этих кругов осуществлялся чисто интуитивно, а также путём перебора различных комбинаций. Однако, я остановился именно на такой конфигурации (см. Рис 1. "Ромашки"), ибо позже, следующим шагом, были нащупаны некие ПРАВИЛА и ФОРМУЛЫ, следуя которым, можно было "вычислять" правдоподобное название для каждой из областей, оставаясь при этом в рамках традиционных представлений о существующих науках. Именно отсутствие строгих обоснований и затормозило публикацию этой статьи в 1982 году, хотя я и знал примеры такого рода публикаций, например у Шрёдингера с его интуитивно выведенной формулой, ставшей позднее одним из краеугольных камней современной физики.

Я, тем не менее, не считал себя ровней гению Шрёдингера и… публиковаться тогда не стал. А теперь… прошло почти 30 лет и имеет смысл всё-таки попробовать это сделать. Итак, пройдёмся по Кругу. *) Символ - & будет использоваться далее для обозначения областей пересечения соответствующих кругов и зон, выделенных в нашем описании.

Проще всего вышло дело со СМЕЖНЫМИ науками.

Делая обход по часовой стрелке, начиная с БИОЛОГИИ {A}, мы имеем:

1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ (Математика) & (Биология)

2. БИОХИМИЯ = (Биология) & (Химия)

3. ХИМИЧЕСКАЯ ФИЗИКА = (Химия) & (Физика)

4. ФИЗИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ = (Физика) & (Философия)

5. ФИЛОСОФСКАЯ МАТЕМАТИКА (Философия) & (Математика)

Далее, ДОМИНАНТЫ БАЗОВЫХ НАУК:

[I] - В БИОЛОГИИ {A}: Нейрофизиология (нейрофизиология мозга)

[II] - В ХИМИИ {B}: Теория автоволновых процессов

[III] - В ФИЗИКЕ {C}: Теория поля

[IV] - В ФИЛОСОФИИ {D}: Теория отражения

[V] - В МАТЕМАТИКЕ {E}: Теория информации

Доминанты смежных наук:

( b ) В БИОХИМИИ =2=:

( c ) В ХИМИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ =3=:

( d ) В ФИЗИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ =4=:

( e ) В ФИЛОСОФСКОЙ МАТЕМАТИКЕ =5=:

(a ) В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ =1=:

ПОГРАНИЧНЫЕ НАУКИ:

K - ({E} & {B}) - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

L - ({A} & {C}) - БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

M - ({B} & {D}) - ХИМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

N - ({C} & {E}) - ФИЗМЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА

R - ({D} & {A}) - ФИЛОСОФСКАЯ БИОЛОГИЯ

ФИНИШНЫЕ НАУКИ (Доминанты пограничных = Смежные доминант СМЕЖНЫХ):

X - (a)&(b) ~ 1 & 2 ( )

Y - (b)&(c) ~ 2 & 3 ( )

W - (c)&(d) ~ 3 & 4 ( )

S - (d)&(e) ~ 4 & 5 ( )

Z - (e)&(a) ~ 5 & 1 ( )

Теперь, чтобы не запутаться, сведём все условные обозначения и формы связи в одну таблицу (Табл.1):

Табл.1

№ уровня

НАУКИ

Обозначения

(обход по часовой трелке)

Формула

НАИМЕНОВАНИЕ

1

РОД

БАЗОВЫЕ

{A},

Шкала - МОДЕЛИ

БИОЛОГИЯ

{B},

Шкала - ЭЛЕМЕНТЫ

ХИМИЯ

{C},

Шкала - СРЕДСТВА

ФИЗИКА

{D},

Шкала - ПРИНЦИПЫ

ФИЛОСОФИЯ

{E}

Шкала - МЕТОДЫ

МАТЕМАТИКА

2

ВИД

Доминанты

БАЗОВЫХ

[I]. [II[, [III], [IV], [V]

A([I]),

Нейрофизиология (теория)

 

B([II]),

Теория автоволновых процессов

 

C([III]),

Теория поля

 

D([IV]),

Теория отражения

 

E([V]);

Теория информации

3

КЛАСС

СЕЖНЫЕ

(базовых)

1, 2, 3, 4, 5

1={E}&{A}, 

Математическая биология

(Психология)

 

2={A}&{B},

Биологическая химия (Биохимия)

 

3={B}&{C},

Химическая физика

(Химфизика)

 

4={C}&{D},

Физическая философия

(Голография)

 

5={D}&{E},

Философская математика

(Кибернетика)

4

ПОДКЛАСС

ПОГРАНИЧНЫЕ

K, L, M, N, R

K= {E}&{B}, 

Математическая химия

(Матхимия)

 

L={A}&{C},

Биологическая физика

(Биофизика)

 

M={B}&{D},

Химическая философия

(Химфилософия)

 

N={C}&{E},

Физическая математика

(Физматематика)

 

R={D}&{A}

Философская биология

(Филбиология)

5

ТИП

Доминанты ПОГРАНИЧНЫХ

(a), (b), (c), (d), (e)

1 [(a)],

 

 

2 [(b)],

 

 

3 [(c)],

 

 

4 [(d)],

 

 

5 [(e)]

 

6

ПОДТИП

ФИНИШНЫЕ

X, Y, W, S, Z

X – (a)&(b) ~ 1 & 2 (  )

 

 

Y – (b)&(c) ~ 2 & 3 (  )

 

 

W – (c)&(d) ~ 3 & 4 (  )

 

 

S – (d)&(e) ~ 4 & 5 (  )

 

 

Z – (e)&(a) ~ 5 & 1 (  )

 

7

НОУМЕН

Центр

СИСТЕМЫ

ИИ

 

 

 Как видно из таблицы, строки №№ 5 – 7 по названиям не заполнены. Причина – отсутствие очевидной системы именования. Поэтому, опираясь на имеющиеся данные, попытаемся такую систему выработать.

Прежде всего, необходимо ввести в рассмотрение ряд методологических понятий, ответственных за логическое формирование названий новых научных дисциплин. 

  1. ПРИНЦИПЫ СЛОЖНОСТИ химического рода, отражающие «ЭЛЕМЕНТЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ СТРУКТУР» 
  2. ПРИНЦИПЫ ПОРЯДКА физического свойства, отражённые в «СРЕДСТВАХ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»
  3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ математического типа, выраженные в «МЕТОДАХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ»
  4. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОСТИ философской принадлежности, соотнесённые со «СПОСОБАМИ ДЕЙСТВИЯ И УПРАВЛЕНИЯ»
  5. ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРНОСТИ биологического типа, относимые к возможностям создания «инвариантных МОДЕЛЕЙ»
  6. ПРИНЦИП САМОПОДОБИЯ – как нечто, «замыкающее» большое и малое друг на друга, делающее малое – подобным большому, некое проявление «всеобщего закона для ВСЕГО».

 Несколько слов в обоснование такого рода классификации.

Чтобы мы не создавали, нам необходимы строительные элементы в необходимом количестве и разнообразии. Наличие такого объёма разнообразных элементов образует собой то, что мы, обычно, называем словом "СЛОЖНОСТЬ". Человек - весьма сложная система и, потому, отражение (учёт) данной характерной особенности является необходимым условием построения Искинта.

Располагая набором строительных материалов, при любого рода созидательной работе, мы, следуя некоему ЗАМЫСЛУ СТРОИТЕЛЬСТВА (!!), всегда вводим в действие какие то новые отношения порядка (разного рада) и получаем в итоге некие "УПОРЯДОЧЕННОСТИ" наших строительных элементов, т.е. разнообразие элементов + разнообразие отношений порядка.

Если мы строим не абы что, а некий целедостигающий ОБЪЕКТ, предназначенный для решения каких либо ЗАДАЧ объект, а тем более Искинт, т.е. самоорганизующийся объект, то нам совершенно необходимо ввести специфические отношения, но уже не порядка, а различного рода связностей по всем множествам и подмножествам элементов, что и отличает Искинт от остальных сложных объектов по критерию "ОРГАНИЗОВАННОСТИ".

Однако, даже теперь, наш целенаправленный, сложный и организованный объект еще не будет "СИСТЕМНЫМ", если мы не введём ещё один тип отношений, распространяющийся в разном виде также на все элементы и компоненты объекта, а именно - на отношения по (само-) ограничению внутренних отношений, или, иначе говоря, на отношения обратных связей (положительных и отрицательных).

И только тогда сложная, организованная Система может стать "СТРУКТУРОЙ", обладающей, в частности, свойством инвариантности по отношению и к внешней среде и к своему внутреннему (текущему) состоянию, т.е. инвариантной системой.

Последний и важнейший, пожалуй, шаг, без которого инвариантная структура не будет иметь свойства саморазвития - это соблюдение (реализация) ПРИНЦИПА САМОПОДОБИЯ, отражающего такое взаимное строение, взаимное отражение и взаимосвязь частей объекта, когда малое всегда подобно большому (и наоборот), а законы, справедливые в одном, - в каком-то аспекте всегда справедливы и для другого (в данной структуре), тем самым, обеспечивая и инвариантность и саморазвитие этой структуры.

Перечисленные выше методологические "ориентиры" представляют собой некую внешнюю шкалу, которая как бы охватывает всю "Ромашку" и служит неким Лимбом, который можно поворачивать, задавая (приводя в соответствие) элементы указанной шкалы в соответствие с той или другой БАЗОВОЙ науке ("Лимбы Принципов").

Это позволяет проводить на Модели "Ромашки" своеобразные тестовые эксперименты (моделирование) по определению названий новых научных дисциплин, исходя при этом из разных "стартовых ситуаций". При этом правила, о которых будет написано ниже, остаются неизменными.

Для начала мы зафиксируем представленный на Рис.2 один из вариантов ориентации "шевронов Лимба Принципов" и перейдём непосредственно к Правилам составления наименований новых научных дисциплин.

Рис.2

На Рис.2 использован образ представления, заимствованный из киноэпопеи "Звёздные Врата", в котором координатное перемещение внешних шевронов по ободу Звёздных Врат приводит к настройке Врат на перемещение по разным внепространственным туннелям, к перемещения в разные звёздные системы (планеты).

Нечто подобное будет происходить и в нашей системе, ибо каждый из "шевронов" - это задающий (кодирующий) принцип своего, специфического рода и свойства. Но, возвратимся к формулировкам названий научных дисциплин.

Стандартная, шаблонная формула для определения любой известной науки может быть выражена, например в такой вот форме (см. ниже). Эта форма, как нетрудно заметить, состоит из вполне определённые методологические и лингвистические элементов, позволяющих формализовать  процедуру ИМЕНОВАНИЯ соответствующей науки.


Данный шаблон, позволяет любой науке иметь огромное поле деятельности, особенно при  факте взаимопроникновения наук друг в друга, и получать формулировки-определения наук самых необычных видов, в самых невероятных сферах применения.

 Даже, штурмуя проблему Искинта только в рамках одной науки, например, БИОЛОГИИ, хотим мы этого или не хотим, (см. модель Ромашки), исследователи будут применять и средства и знания других наук (научных дисциплин), будь то методы математики, представления о химизме мозговых процессов или философские представления о принципах организации нейронов и структур мозга, позволяющих человеку мыслить.

 То же самое  относится, в частности, и к кибернетикам, которые на заре своего становления звонко трубили о скорой и принципиальной разрешимости всех проблемы Искинта.  Однако, вскоре они скромно замолчали, столкнувшись с бездной чисто биологических и химических явлений, которые были им совершенно неведомы, а потому – совершенно не формализуемы для какого бы то ни было решения  тогдашними средствами и методами  ЭВМ.

 Примерно такое же состояние имеет место быть и сегодня. Главным образом из-за неожиданного прогресса в познании частных наук. Например, в той же генетике.

 Таким образом, единственной путеводной нитью был и остаётся до сих пор - путь ОРГАНИЗАЦИИ сознательного и глубокого взаимопроникновения всех наук с формированием СПЕЦИФИЧЕСКИХ (специальных) новых дисциплин, которые не случайно, а целенаправленным способом, должны быть созданы «под Проблему» Искинта.

 Рассматриваемая в данной статье модель «Системы Ромашка» позволяет приблизиться к такому подходу посредством некоторых формализмов и Правил определения требуемых научных дисциплин.

 

 ПРАВИЛО 1.   

Для 1-го  уровня, т.е.  для БАЗОВЫХ наук, именование берётся из формулировок классических определений, формализованных, однако, под тот шаблон, который был рассмотрен выше. Расположение и прочтение наименований этих наук подчинено правилу обхода по часовой стрелке.

Дуализм Природы и основных её законов требует, однако, рассмотрения (и анализа) также и противоположного направления обхода. Но об этом мы поговорим несколько позже.

 

ПРАВИЛО 2.   

Области (круги) внутри больших кругов БАЗОВЫХ наук, тяготеющие к внешним границам этих кругов, похожие на «всплывающие пузыри» - это наименования т.н. «ДОМИНАНТ БАЗОВЫХ НАУК». Это – некие вполне специализированные научные дисциплины, которые на сегодняшний день, так или иначе пытаются, оставаясь в рамках существующей научной парадигмы своей Базовой науки, отвечать на вопросы о создании Искинта. Это – научные дисциплины 2-го  уровня (по нашей системе).

 

ПРАВИЛО 3. 

Для уровня №3, т.е.  для областей пересечения БАЗОВЫХ НАУК, названных в рамках системы «Ромашка» - СМЕЖНЫМИ НАУКАМИ;

Именование таких областей взаимного пересечения попарно смежных больших кругов, обозначающих базовые науки, формируется из соответствующих названий при обходе кругов «Ромашки» по часовой стрелке. Например, пересечение кругов по пути:  БИОЛОГИЯ ---  >  ХИМИЯ даёт очевидное название для зоны их взаимного пересечения: «БИОХИМИЯ».

 

 ПРАВИЛО 4.  

 Уровень №4 – это уровень, где расположены ДОМИНАНТЫ СМЕЖНЫХ НАУК, т.е. научные дисциплины, которые, также как доминанты базовых наук, образуют тяготеющие к внешней границе Ромашки окружности (Круги). Эти окружности формируют собой и отображают попытки дать ответы по проблемам Искинта с позиций конкретных, междисциплинарных и смежных по своей природе, научных парадигм. В сущности это будут уже «гибридные парадигмы», которым дано больше возможностей для конкретного решения возникающих проблем, чем наукам вышестоящих уровней.

 

ПРАВИЛО 5.

Доминанты базовых наук не образуют смежных областей пересечения!

А вот доминанты смежных наук такие области образуют.

И это – уровень №5.  

В зону таких смежных наук целиком попадет -  2 (две) финишные науки и частично, в урезанном виде, – 3 (три) оставшиеся финишные дисциплины. При этом 2 (две) целиковые финишные научные дисциплины одновременно являются и слагаемыми одной из ДОМИНАНТ СМЕЖНЫХ НАУК. Ещё одна особенность этих частей доминант – их соответствующая ориентация (прямой листок к ИИ) и прямая принадлежность к одной из базовых наук.

Это похоже на тот момент, когда в рамках базовой науки, наконец-таки, найден (очерчен) абрис точного подхода к решению одного из аспектов проблемы Искинта с собственными, специфическими средствами, методами и представлениями.

Однако, при этом, такие финишные решения является сбалансированным только в рамках соответствующей доминанты смежной зоны пересечения двух базовых наук.

По общей логике построения «Ромашки» – это ещё более специализированные научные дисциплины, обогащённые знаниями и подходами уже даже не двух, а (косвенно) - трёх и более дисциплин. И это - уже чисто прикладные, т.н. ФИНИШНЫЕ НАУКИ, призванные (каждая в своём аспекте) решить все главные вопросы Искинта, отвечая на них в соответствии со своим геометрическим местоположением в Ромашке, а также в том контексте, который фиксирован (задан) позициями внешних шевронов «Лимба Приоритетов», о котором писалось выше.

 

ПРАВИЛО 6.

В модели «Ромашки» имеют место Зоны (лепестковообразные области пересечения) БАЗОВЫХ КРУГОВ не только рядом лежащие, но и формируемые таким пересечением, когда образующие их базовые науки отстоят друг от друга через одну или две позиции по направлению обхода. Из рисунке «Ромашки» можно увидеть, что в такую зону всегда попадает только 1 (одна) целиковая ФИНИШНАЯ дисциплина а, в урезанном виде, остальные 4 (четыре) финишные дисциплины. Такие зоны были названы в модели «Ромашки» - «ПОГРАНИЧНЫМИ» зонами.

Их значение сейчас предопределить достаточно трудно, но понятно одно, – эти области тоже могут быть стартовыми площадками для штурма проблематики Искинта. При этом их преимуществом может быть то обстоятельство, что включённая в такую зону финишная наука может быть определена с нескольких разных позиций, обусловленных присутствием в этой зоне остальных (трёх других), частично вмещённых финишных научных дисциплин.

В общем, интерпретация этой зоны «ПОГРАНИЧНЫХ» наук – дело будущей методологии, я надеюсь…

В нашем случае (в «Ромашке») мы попытаемся дать вариант соответствующих определений для финишных наук, не обращаясь к детальному анализу свойств Пограничных Зон (научных дисциплин).

 Общий смысл предлагаемого способа именования областей «Ромашки» состоит в заполнении Шаблона Определения науки (см. выше) путём движения по траектории свёртывающейся спирали, когда на место «ПЕРЕМЕННЫХ ПОЗИЦИЙ» шаблонной словесной формулы будут вставляться наименования наук разных уровней, в требуемом лингвистическом формате.

Данная процедура сначала (по спирали) осуществляется с каждой из базовых наук и, таким способом, постепенно включаются всё более глубокие слои (уровени) научных дисциплин (по отношению к базовым).

Как только (по полученным словесным формулам) мы присвоим соответствующим наукам свои собственные имена,  мы сможем вновь повторить ту  же процедуру, но с уже достигнутого уровня, забираясь, тем самым, всё глубже и глубже…

  Итак, вновь подчеркнём (напомним, определим) внутреннее содержание научных дисциплин, соответствующих зоне пересечения базовых наук {E}&{A}, помня при этом, об основных методологических целях, зафиксированных «Шкалой Приоритетов»:

  •  Принципы организации (управления)

  • Способы действия (по обработке)

  • Методы отображения (и связи)

  • Средства анализа (и синтеза)

  • Элементы структур ( их моделирования)

 Теперь возьмём наш Шаблон:

 

 

ФИНИШНАЯ  НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА (НАУКА) – это  (Какая? - Род) ТЕОРИЯ,  исследующая и обобщающая (Какие? - Вид) ЗАКОНОМЕРНОСТИ (проявления, особенности деятельности)  (Каких? - Класс)  ОБЪЕКТОВ и (Какие? - Подкласс) ПРОЦЕССЫ (явления, движения, и т.п.), описывающие их (в них) в аспекте (Какого? - Тип)  анализа   ОТНОШЕНИЙ (проявлений ,понятий, представлений, связей, с позиций)  с целью разработки (Каких? - Подтип)  СПОСОБОВ и УСТРОЙСТВ,  необходимых (эффективных и т.п.) для  РЕАЛИЗАЦИИ (разработки, создания и т.п.) эффективных (Чего? – см. ШКАЛУ исх. РОДА) Искинта.

 

 Соответствующие шаблонной конфигурации слова:

Х1 = {E}&{A} = 1;   Обозначение – «1»:

 Чисто формальное определение:

Х1НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА  – это  математическая{E} ТЕОРИЯ,  исследующая биологические {A} ЗАКОНОМЕРНОСТИ химических {B}  ОБЪЕКТОВ и  физических {C}ПРОЦЕССОВ в них (явлений, движений, и т.п.) в аспекте философских  {D} ОТНОШЕНИЙ  с целью разработки математических {E} СПОСОБОВ и УСТРОЙСТВ,  необходимых для  реализации (эффективных и т.п.) методов отображения и связи Искинта.

 В скорректированном (семантически) виде это определение может быть записано следующим образом:

 Х1 – это  математическая теория,  исследующая проявления биологических закономерностей у химических объектов  и физических процессов, протекающих в них (явлений, движений, и т.п.) в аспекте (с позиций) философских представлений  и с целью разработки эффективных математических способов и приёмов, необходимых для  реализации методов отображения и связи Искинта.

/Вариант –/

 Х2 = {A}&{B} = 2

Обозначение – «2» : Х2НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА  – это  биологическая {A} ТЕОРИЯ,  исследующая  химические {B} ЗАКОНОМЕРНОСТИ физических {C}  ОБЪЕКТОВ и  философских {D}ПРОЦЕССОВ в них (явлений, движений, и т.п.) в аспекте математических  {E} ОТНОШЕНИЙ  с целью разработки биологических {A} СПОСОБОВ и УСТРОЙСТВ,  необходимых (эффективных и т.п.) для  реализации Элементов структур Искинта.

 В скорректированном виде это определение может быть записано следующим образом:

 Х2 биологическая теория, исследующая проявления химических закономерностей в физических объектах в аспекте (с позиций) установления тех математических отношений, которые позволят разработать эффективные биологические способы (приёмы, устройства) для реализации элементов структур Искинта.   /Вариант –/

 Х3 = {B}&{C} = 3

Обозначение – «3» : Х3НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА  – это  химическая {B} ТЕОРИЯ,  исследующая  физические {C} ЗАКОНОМЕРНОСТИ философских {D}  ОБЪЕКТОВ и  математических {E}ПРОЦЕССОВ в них (явлений, движений, и т.п.) в аспекте биологических  {A} ОТНОШЕНИЙ  с целью разработки химических {B} СПОСОБОВ и УСТРОЙСТВ,  необходимых (эффективных и т.п.) для  реализации  ЭЛЕМЕНТОВ Искинта

 В скорректированном виде это определение может быть записано следующим образом:

 Х3 – это  химическая теория,  исследующая  проявления физические  закономерности философских значимых объектов живой природы и  математические процессы описывающие  их (явления, движения, и т.п.) в аспекте биологических проявлений  и отношений с целью разработки эффективных химических способов (приёмов и устройств),  необходимых  для  реализации (создания) элементов Искинта.    /Вариант –/

 Х4 = {C}&{D} = 4

Обозначение – «4» : Х4НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА  – это  физическая {C} ТЕОРИЯ,  исследующая философские {D} ЗАКОНОМЕРНОСТИ математических {E}  ОБЪЕКТОВ и  биологических {A}ПРОЦЕССОВ в них (явлений, движений, и т.п.) в аспекте химических  {B} ОТНОШЕНИЙ  с целью разработки физических {C} СПОСОБОВ и УСТРОЙСТВ,  необходимых (эффективных и т.п.) для  реализации  СРЕДСТВА Искинта.

 В скорректированном виде это определение может быть записано следующим образом:

 Х4 – это  физическая теория,  исследующая проявления философских (общезначимых) закономерностей деятельности математических моделей живых объектов и  биологических процессов, описывающих их (явлений, движений, и т.п.) в аспекте анализа химических  связей и отношений и с целью разработки эффективных физических способов и устройств,  необходимых  для  реализации  средств Искинта/Вариант –/

 Х5 = {D}&{E} = 5

Обозначение – «5» : Х5НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА  – это  философская {D} ТЕОРИЯ,  исследующая математические {E} ЗАКОНОМЕРНОСТИ биологических {A}  ОБЪЕКТОВ и  химических {B}ПРОЦЕССОВ в них (явлений, движений, и т.п.) в аспекте физических  {C} ОТНОШЕНИЙ  с целью разработки философских {D} СПОСОБОВ и УСТРОЙСТВ,  необходимых (эффективных и т.п.) для  реализации ПРИНЦИПОВ Искинта

 В скорректированном виде это определение может быть записано следующим образом:

 Х5 – это  философская теория,  исследующая и обобщающая математические закономерности и особенности жизнедеятельности (существования) биологических  объектов и  протекания химических процессов  в них (явлений, движений, и т.п.) в аспекте анализа физических связей и отношений и с целью разработки эффективных философских представлений и понятий, необходимых для  реализации принципов Искинта

/Вариант – Х5 = /

 ТЕПЕРЬ АНАЛОГИЧНЫМ ОБРАЗОМ НАДО  ПОПЫТАТЬСЯ  РЕАЛИЗОВАТЬ ВТОРОЙ ВИТОК СПИРАЛИ, ТРЕТИЙ ВИТОК И … ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ!.

 Такая задача, к сожалению, уже выходит за рамки моих возможностей. К сожалению. Однако общий путь и принципы, я надеюсь, я смог описать достаточно ясно.

Спустя 30 лет, на базе развитой компьютерной техники появилась уникальная возможность формализовать и автоматизировать все описанные выше процедуры. Включая сюда и «прочтение» именований наук  в обратном направлении, и процедуры формирования названий искомых научных дисциплин.

Располагая такого рода машинными (компьютерными) результатами, вполне реально также сделать более точный, формальный слепок с уже известных, прорывных наук, дисциплин и технологий, чтобы затем сопоставить их наименования с наименованиями научных дисциплин, «заточенных» на решение Проблемы Искинта в системе «Ромашка».

Это будет означать получение точных адресов тех исследователей, которые, может быть сами того не ведая, наиболее близко подошли к решению важнейших  аспектов проблемы ИСКИНТА.

В процессе обработки данных в системе «Ромашка», мы сможем наглядно показать и доказать реальные успехи тех дисциплин, которые делом уже подтвердили (подтверждают) одну из возможных комбинаций строения «Ромашки».

Таким образом, мы получим прямое  указание на аналогичные новые дисциплины, которые только-только зародились (зарождаются), что будет служить нам самым веским указанием на  необходимость их разработки, поддержки и финансирования.

Ко всему прочему сразу станут понятными и порождающие (смежные к данной технологией) науки, а также все прочие характеристики, позволяющие с открытыми глазами развивать важное направление ИСКИНТА.

 Есть целый ряд особых моментов, которые были мной осмыслены в рамках этой проблемы. А поэтому было бы интересно и полезно сделать из этой публикации некий общий проект для совместного творчества.

И, поскольку главные усилия в проблеме Искинта сегодня прикладываются на ниве компьютерных исследований, то было бы замечательным, если бы специалисты IT сделали бы соответствующую программу «РОМАШКА» для собственной пользы и для совместного участия и сотворчества с представителями иных наук.

С уважением, Алексей Корнеев, д.в.н., к.т.н.;  E-mail: tutornik@bk.ru

  Москва,  декабрь 1982 г - октябрь 2006 г.



Технология: Optimizer
Хостинг на Parking.ru